Пётр I в детстве
Пётр I

Пётр I: ранние годы, первые уроки и борьба за трон

В шумных и опасных коридорах русской истории конца XVII века рождались не только интриги, но и характеры. Юный Пётр, оказавшийся в центре дворцовых конфликтов, был одни из тех, чья судьба показывает бурные годы того времени. Вместо привычной царской роскоши его мир заполнили страх и неожиданные перемены.

Тишайший государь — отец Петра

Отца Петра, Алексея Михайловича, не зря называли Тишайшим. Он был мягким, уравновешенным человеком, который ценил семейные узы. Первую жену, Марию Милославскую, он выбрал не сразу — только по настоянию приближённого Бориса Морозова. На момент свадьбы царю было 19 лет, жене 24. За годы брака Мария родила 13 детей, но многие из них не дожили до взрослого возраста. После рождения младшей дочери Евдокии, которая прожила лишь два дня, царица умерла от послеродовой инфекции, оставив Алексея с 10 детьми. Вскоре произошли и другие потери: через несколько месяцев умер малолетний царевич Симеон, потом 15-летний Алексей, которого царь особенно любил. Эти утраты Алексей Михайлович переживал тяжело.

После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович не сразу решился на второй брак. Через два года он женился на молодой Наталье Нарышкиной. На момент свадьбы царице было всего 20 лет, когда царю уже исполнилось 42 года. За пять лет брака Наталья родила троих детей, из которых в живых осталось двое — Наталья и Пётр.

Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея     Михайловича. 1670. Гравюра Ельваля. Начало 1840-х гг.

Историк М. П. Погодин описывал обстоятельства:

«При начале родильных скорбей Симеон Полоцкий пришел во дворец и сказал, что царица будет мучиться трое суток. Он остался в покоях с царем Алексеем Михайловичем. Они плакали  вместе и молились. Царица изнемогала так, что на третий день сочли нужным приобщить ее Святых тайн, но Симеон Полоцкий приободрил всех, сказав, что она родит благополучно через пять  часов».

Царь был не только добрым, но и умным. Он много читал, писал письма, записывал воспоминания о войне, лично занимался организацией армии. Алексей Михайлович уделял большое внимание образованию своих детей. Впервые нанял учителя даже дочерям, раньше царевны занимались только рукоделием.

В комнате маленького Петра хранилось множество игрушек немецкой работы. Тогда в Россию только начала проникать европейская роскошь, и 2-летний мальчик с восторгом играл с «музыкальным ящиком» и деревянными пищалями. Среди любимых игрушек было много оружия: пушки, мечи и сабли. Так уже с детства проявлялась любовь к военному делу.

Жизнь Петра при старшем брате

Когда Петру ещё не исполнилось четырёх лет, умер отец. Мальчик знал его плохо, только по рассказам окружающих. После смерти отца на трон взошёл старший брат  Петра, Фёдор Алексеевич. Но царствование началось с интриг: Петра уже тогда пытались выдвинуть как нового царя. Фёдора подстрекали удалить мачеху и её сына подальше от Кремля. Но Фёдор, будучи крёстным отцом Петра, заступался за неё и младшего брата, хотя и выслал некоторых из приближённых, чтобы ослабить их влияние.

Маленький Пётр жил и воспитывался, как его старшие братья: до семи лет — под присмотром мамок и нянек, затем на мужской половине. Однако, по воспоминаниям современников, его обучение началось ещё до пятилетнего возраста.

Учёба Петра строилась по старым традициям. Мать настояла, чтобы его учитель был кротким и смиренным человеком, хорошо знающий божественное писание. Таким наставником стал Никита Зотов, подьячий Большого Прихода. Его кандидатуру проверяли во дворце, где его экзаменовал учитель старших детей — Симеон Полоцкий.

Зотов обучал царевича чтению и письму. Пётр изучал азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. По правилам древнерусской педагогики всё пройденное он знал наизусть: говорят, мог прочесть евангелие по памяти. Однако каллиграфия оставалась его слабым местом.

Брат учителя, Иван Зотов, вспоминал: 

«Петр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком».

Учебная тетрадь Петра из книги Н. Г. Устрялова

Пётр любил рассматривать картинки. Для него специально создавали иллюстрации с архитектурой, воинами, оружием. На семилетие царевич получил подарок от Симеона Полоцкого — уникальный «Букварь языка славенска», написанный специально для него. Книга содержала 320 страниц с поэтическими текстами, грамматическими и хрестоматийными упражнениями и наставления. Позже букварь был издан большим тиражом, став первым печатным учебником на Руси.

Пётр любил рассматривать картинки. Для него специально создавали иллюстрации с архитектурой, воинами, оружием. На семилетие царевич получил подарок от Симеона Полоцкого — уникальный «Букварь языка славенска», написанный специально для него. Книга содержала 320 страниц с поэтическими текстами, грамматическими и хрестоматийными упражнениями и наставления. Позже букварь был издан большим тиражом, став первым печатным учебником на Руси.

Образование Петра, начавшееся так рано, прервалось в 1682 году, когда умер Фёдор Алексеевич. Петру было 10, когда последовали страшные события, изменившие его жизнь.

Испытания десятилетнего царя

У Фёдора не было прямых наследников, лишь два брата: Иван и Пётр. Иван, как и многие дети Марии Милославской, был слаб здоровьем, к тому же слабоумным — за ним требовался постоянный присмотр. Пётр, напротив, рос сильным и энергичным, и бояре, помня о смуте междуцарствия и надеясь на силу и потенциал Петра, выбрали 10-летнего ребёнка на царствование.

Пётр I в 10 лет

Но Милославские воспротивились этому решению. Софья ненавидела мачеху и сделала всё, чтобы поднять стрелецкий бунт, требуя вернуть на престол Ивана. Для Петра это время ужаса. Он видел, как стрельцы ворвались во дворец, избивали бояр, разгромили покои царевен и даже искали врагов за алтарями. Жертвами их ярости стали многие Нарышкины. Афанасия, брата Натальи Кирилловны, вытащили на паперть, разрубили на части и выбросили тело на площадь.

В течение нескольких дней стрельцы держали Москву в страхе. Они продолжали искать родственников Петра и сторонников Нарышкиных. Врываясь в дома ненавистных бояр, они убивали, грабили или просто разрушали имущество.

Архиепископ Арсений Елассонский вспоминал: 

«В глазах стрельцов видна была не столько ярость, сколько безумие. Они шли на все ради того, чтобы восстановить своего царя Ивана на трон».

Бояре, опасаясь новых расправ, на третий день выдали Ивана Нарышкина. Брата царицы долго пытали, обвиняя в заговоре против Ивана, затем убили на Красной площади, расчленив тело на глазах других.

Царице и Петру пришлось молча смотреть на зверства. Современники писали, что Пётр сохранял удивительное спокойствие. Но разве такие события проходят бесследно?

Позиции Нарышкиных в Кремле оказались уничтожены: у Натальи не осталось ни приближённых, ни поддержки. Стрельцы настаивали, чтобы старшим царём стал Иван, и бояре были вынуждены согласиться. Софья, старшая сестра нового царя, быстро взяла власть в свои руки. Она стала управлять страной, идя у стрельцов на поводу: те устраивали пиры в Кремле, требовали выплату денег, раздачу имений убитых и ссылку сочувствующих Нарышкиным. Так в царском дворе не осталось никого, кого Милославские могли считать врагами.

Эти дни запомнились маленькому Петру на всю жизнь. Кровавые расправы, пережитый страх и утрата близких показали: никогда не жалеть своих врагов.

В дальнейших статьях вы сами увидите, как события первого стрелецкого бунта повлияли на Петра: от истерик до ненависти ко всем старом порядкам.

Литература

В. Н. Балязин «Начало Петровской эпохи»;
А. Е. Писарев «Боеспособность Московских стрельцов во второй половине XVII – НАЧАЛЕ XVIII вв.»;
Е. И. Лелина «Формирование системы обучения и воспитания наследников престола в Имперской России»;
О. Г. Грохольская «Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого»;
Л. А. Дурынин «Детство и молодость Петра Первого».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *