После стрелецкого бунта 1682 года власть в Московии осталась в руках царевны Софьи, старшей сестры двух царей — Ивана и Петра. Братья царствовали совместно, но управляла государством Софья, которая использовала своё влияние, чтобы отодвинуть Петра от государственных дел.
Пётр взрослел, вместе с ним росли и его «потешные полки», которые переставали быть забавой, превращаясь в настоящее войско.
Тем временем царь Иван, старший брат Петра, через два года после воцарения вступил в брак с Прасковьей Салтыковой. Софья, выбравшая невесту по совету фаворита Василия Голицына, надеялась, что рождение наследника от Ивана позволит укрепить её положение и окончательно отодвинуть Петра от трона. Брак благоприятно сказался на здоровье Ивана, да и к супруге он относился по-доброму. Однако первый ребёнок появился у них только через 5 лет — дочь Мария. Несмотря на это, Ивану по-прежнему нужен был уход, он не проявлял интереса к государственным делам и легко отдавал управление Софье и её окружению.
Наталья Кирилловна настояла на женитьбе Петра. Правда, увлечения царя военными играми и судоходством не изменилось.
Софья стремилась узаконить свою власть. Они присвоила титул «самодержицы» и начала подписывать документы наравне с Иваном и Петром:
великие государи цари… и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всея… России самодержцы.
Иван, почти слепой и молчаливый, не возражал. Пётр, тогда ещё 14-летний, не имел возможности выступить против сестры. Хотя барон Келлер доносил своему правительству:
Здесь сомневаются, чтобы младший царь, достигнув совершеннолетия, оставался доволен таким поступком.
Софья пыталась закрепить свой статус и в глазах подданных: её профиль чеканили на монетах. Она нарушала традиции и появлялась на торжествах и крестных ходах в первых рядах, хотя женщинам это не позволялось. Появился портрет Софьи с державой и скипетром где она названа «самодержецей».

К портрету придумали аллегорические изображения семи добродетелей царевны: разума, целомудрия, правды, надежды, благочестия, щедрости и великодушия.
С портрета делались оттиски на тканях и бумаге и раздавались людям. Один оттиск послали в Голландию снять с него копию, чтобы «такая же была слава великой государыни за морем, в иных землях, как и в Московском государстве».
Далеко не все при дворе поддерживали действия Софьи. Её попытки узаконить власть возмущали бояр, но противники царевны подвергались пыткам и репрессиям. За неосторожные слова или критику наказания были жестокими: вырезание языков или отрубание пальцев.
В своих амбициях Софья пошла ещё дальше, пытаясь венчаться на царство. Сторонники обратились к стрельцам и уговаривали подать челобитную, где требовалось бы признание Софьи царицей. Но стрельцы отказались: они не хотели выступать против законных царей Ивана и Петра.
В 1689 году Петру исполнилось 17 лет, он достиг совершеннолетия. Это означало, что царствование Софьи должно завершиться, а власть перейти к братьям. Пётр стал всё чаще бывать в Москве и интересоваться государственными делами. Между братом и сестрой начались регулярные конфликты. В Кремле нарастало напряжение.
Шведский дипломат Кохен в письмах писал:
…теперь царя Петра стали ближе знать, так как Голицын обязан ныне докладывать его царскому величеству о всех важных делах, чего прежде не бывало;
и:
Пётр посещает думу и, как говорят, недавно ночью секретно рассматривал все приказы.
Позже, во время следствия, стало известно, что второй фаворит Софьи Фёдор Шакловитый разрабатывал план убийства Петра. В этом признался Филипп Сапогов, один из сторонников царицы:
Много раз подговаривал меня Шакловитый, как пойдёт царь в поход, бросить на пути ручныя гранаты, или украдкою положить их в потешные сани; также зажечь ночью несколько дворов в Преображенском и во время смятения умертвить государя.
Но главной целью была мать царя, Наталья Кирилловна. Софья видела в ней серьезную соперницу и источник влияния на Петра.
Однако Пётр всё ещё отдавал большую часть своего времени «потешным полкам» и судоходству. Молодой царь часто действовал импульсивно, его поступками руководили эмоции, а не политический расчёт.
Летом 1689 года Пётр предпринял первый шаг, чтобы отстранить сестру от власти. Он потребовал не участвовать в крестном ходе в Казанский собор. Софья проигнорировала указание и вышла на Красную площадь. Пётр разозлился, отказался от крестного хода и демонстративно уехал из Москвы.
Напряжение продолжало расти. Когда Софья стала одаривать наградами участников Крымского похода, включая своего фаворита Голицына, Пётр снова разозлился. Он считал поход провальным и не стал принимать полководцев, пришедших поблагодарить за подарки. В Кремле всё громче звучали разговоры о надвигающемся конфликте.
Софью, в свою очередь, всё больше раздражало поведение брата и его «потешные конюхи». Понимая, что может потерять власть, царевна решилась на крайний шаг. Она организовала подделку письма, в котором говорилось, что в ночь с 7 на 8 августа в Кремль войдут «потешные», чтобы убить царя Ивана и всех его сестёр. Это должно было стать основанием, чтобы стрельцы снова выступили против Петра. Царь в Преображенском даже не подозревал о том, что происходит в Москве.
Продолжение — в следующей статье.
Литература
В. Г. Анишкин «Быт и нравы царской России»
Б. Б. Глинский «Царские дети и их наставники»
В. Н. Балязин «Начало Петровской эпохи»
С. Ф. Платонов «Петр Великий. Личность и деятельность»
А. Г. Брикнер А.Г. «История Петра Великого»



