Князья Древней Руси активно использовали династические браки как инструмент внешней политики. Нередко они женились на польских, болгарских, греческих принцессах — особенно в XI–XII веках. Но ещё чаще — на представительницах других княжеских линий внутри самой Руси. От иностранных жён требовали обязательного принятия православия, тогда как своим дочерям, выданным за чужеземных правителей, не позволяли менять веру.
Чтобы понять, почему такие браки были возможны и почему это изменилось, нужно вспомнить о церковной истории.
В 395 году Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную. На западе сохранялись латинский язык и римская административная система, на востоке, в будущем — Византии, постепенно преобладал греческий. Несмотря на политическое разделение, церковь по-прежнему оставалась единой.

Когда в 476 году пала Западная Римская империя, Византия осталась главной христианской державой. Она хранила римское наследие и стала центром богословия. А в западной Европе христианство постепенно распространялось среди германских и других «варварских» народов.
В 800 году папа римский короновал Карла Великого как императора «второго Рима». А в 962 году германский король Оттон I создал Священную Римскую империю — попытку возродить западное христианское единство, уже в другой политической и культурной обёртке. Это ещё больше углубило различия между Востоком и Западом.
Уже к VII–VIII векам оформились два центра церковной власти. На Западе — римский папа, всё громче заявлявший о своём главенстве над всей христианской церковью. На Востоке — патриарх Константинопольский, который считал себя равным среди других восточных патриархов, но не подчинённым Риму.
Различие проявлялось сначала в языке, затем в обрядах, богослужебной практике, а позже и в догматике. Постепенно нарастало и соперничество: Римский папа требовал безусловного главенства над всей церковью, Константинополь с этим категорически не соглашался. В XI веке предпринятые попытки примирения провалились, и в 1054 году произошёл раскол, вошедший в историю как Великая схизма. Так христианский мир окончательно разделился на православие и католицизм.
В первые десятилетия после этого раскол воспринимался скорее как политический и канонический спор. Дипломатические отношения продолжались. Ярослав Мудрый, например, без препятствий выдавал своих дочерей замуж за католических монархов — и те сохраняли православную веру даже в браке. Сам он заключил династический союз со шведской принцессой Ингигердой.
В 1089 году дочь киевского князя Всеволода I Ярославича Евпраксия вышла замуж за германского короля Генриха IV. Формального перекрещивания в католичество не требовали, но её подвергли миропомазанию по латинскому обряду — своего рода символическому признанию принадлежности к католической общине. В немецких хрониках она упоминается уже под новым именем Adelheid imperatrix.
Другая русская княжна — Ефимия Владимировна, дочь Владимира Мономаха — стала второй супругой венгерского королевича Коломана. Свадьба состоялась в 1112 году. А позже, в середине XII века, великая княжна Ефросинья Мстиславовна, дочь киевского князя Мстислава Владимировича, вышла замуж за венгерского короля Гезу II.
Тогда ещё венгерские правители, потомки Анастасии Ярославны, относились к православным невестам с терпимостью, несмотря на давление Рима.
С XIII века, по мере усиления конфессионального противостояния, династические союзы между православными и католическими домами становились всё более редкими.
Тем не менее браки с польскими королями продолжались вплоть до XIV века. Так, в XII веке княжна Анастасия Владимировна, дочь галицкого князя Владимира Владимировича, стала женой польского короля Болеслава IV Кудрявого. В 1168 году бельский князь Всеволод Мстиславович выдал свою дочь Елену за польского короля Казимира II Справедливого.
После заключения Кревской унии 1385 года, когда Литва объединилась с Польшей и началось активное окатоличивание, а на Руси усилились антикатолические настроения, такие браки практически прекратились.
Тем не менее Москва не отказывалась от брачной дипломатии. Почти через сто лет, в 1495 году великий князь Иван III выдал свою дочь Елену за великого князя литовского Александра. Брак был заключён сразу по двум обрядам — православному и католическому. Главным условием было сохранение веры для невесты.

Елена Ивановна пользовалась известной свободой: имела собственный двор, распоряжалась имениями, жертвовала на православные храмы. Но под давлением католического духовенства в Литве начались гонения на православных христиан. Елену Ивановну принуждали перейти в католичество. Римский папа требовал от князя отвергнуть супругу в случае отказа.
Вмешался Иван III — это привело к открытому военному конфликту. После ряда поражений Литвы новый папа дал Александру разрешение продолжать жить с православной супругой. Но после смерти князя Елена снова подверглась притеснениям. Её брат, великий князь Василий III, начал новую войну с Польшей, и одной из причин назвал именно неуважение к Елене.
В 1513 году Елена Ивановна умерла. По слухам — от отравления. Потомства она не оставила.
В XVI веке после появления протестантизма отношения между Русью и Западом стали чуть менее напряжёнными: протестанты не подчинялись Риму, и брак с ними не воспринимался столь остро.
Около 1573 года Иван Грозный выдал свою двоюродную племянницу Марию Владимировну за датского принца Магнуса. Его тут же провозгласили «королём Ливонии» — правда, в рамках русского влияния. Магнус был лютеранином, но Мария осталась православной, как и их дочь.
Судьба Марии сложилась трагично. После того как Магнус перешёл на сторону польского короля, он потерял всё и умер в нищете. Современник писал:
Она жила в Рижской крепости в большой нищете, получая малое содержание из казны королевства польского.
Уже в XVII веке разница вероисповедания стала серьёзным препятствием для династических браков. Русские цари всё чаще сталкивались с невозможностью выдать дочерей за иностранных принцев, не отступив от требований церкви.
Первый царь из династии Романовых Михаил Фёдорович попытался выдать дочь Ирину за сына датского короля — принца Вальдемара, рождённого от морганатического брака. В Данию был направлен посол, чтобы собрать сведения о женихе. Ответ оказался лестным:
Королевич Волмер 20 лет, волосом рус, ростом не мал, собою тонок, глаза серые, хорош, пригож лицом, здоров и разумен, умеет по-латыни, по-французски, по-итальянски, знает немецкий верхний язык, искусен в воинском деле.
Михаил Фёдорович отправил официальное письмо датскому королю, обещая приданое в виде Суздальского и Ярославского княжеств, а также выбора религии. Но когда в 1644 году Вальдемар Шлезвиг-Голштинский прибыл в Москву, выяснилось, что для женитьбы ему необходимо принять православие с обязательным перекрещиванием.

Вальдемар отказался, но и царь не мог выдать дочь за иноверца. Михаил Фёдорович уговаривал его, а после отказа заявил:
Отпустить тебя назад — непригоже и нечестно: во всех окрестных государствах будет стыдно, что ты от нас уехал, не соверша доброго дела.
У дома Вальдемара поставили стражу, свиту просили уговорить принца, к нему писал и патриарх, расхваливая православную веру. Бояре говорили о красоте царевны Ирины и её нраве:
Она девица умная и скромная, во всю жизнь свою ни разу не была пьяна.
Вальдемар предпринял попытку бегства, но его перехватили стрельцы. Надзор усилили. Он провёл в Москве больше года. Только после смерти Михаила Фёдоровича в 1645 году его отпустил новый царь — Алексей Михайлович.
Царевна Ирина, как и многие русские княжны той эпохи, осталась незамужней. Всю жизнь она провела в кремлёвском тереме и умерла в возрасте 51 года. За несколько лет до того крестила племянника Петра, будущего императора. Именно Пётр возобновит практику династических браков русских принцесс с европейскими домами.
Сложнее всего в этой статье оказалось разобраться в запутанной церковной истории и сопоставить это всё с браками. Мне интересна история церкви, но я пока новичок в этой теме.
Если вы внимательно посмотрите на даты заключаемых браков, то увидите, что между ними довольно большой разброс — в сто лет и больше. Или через пару веков после какого-то важного момента, например, как уния Польши и Литвы в 1385 году. Уже это одно говорит о редкости, с которой заключали браки после раскола церкви.
Ярослав Мудрый успел выдать своих дочерей еще до схизмы и в 1054 году умер.
Пётр I выдавал замуж исключительно за протестантов, это делали и после него. В будущих статьях вы сможете прочитать, как важно было русским правителям сохранять религию принцесс.
Литература
В. И. Федорченко. «Дом Романовых. Энциклопедия биографий»
Д. И. Стогов «Христианство: история и современность»
М. С. Корсун. «История русской православной церкви»
Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып. 1(22)
К. А. Костромин «Разделение церквей в контексте общеевропейской международной политики IХ–ХII вв.»
Н. Л. Пушкарева «Женщины Древней Руси»
На обложке: Киево-Печерский монастырь. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век



